Rose debug info
---------------

Позднее Ctrl + ↑

Капитан Изыльметьев

13133361_984591891594646_1510034870321829205_n

«Капитан Изыльметьев» — эскадренный миноносец типа «Лейтенант Ильин», одна из модификаций эскадренных миноносцев типа «Новик» 1-й балтийской серии.

29 октября 1913 года эсминец «Капитан Изылметьев» был заложен на Путиловской верфи (г. Петербург). В этот день на Путиловской верфи было одновременно заложено 6 единиц эсминцев типа «Лейтенант Ильин» (по названию головного корабля).

В июле 1916 года вступил в строй действующего Балтийского флота.
12 и 16 сентября 1916 года участвовал в постановке минных заграждений в Ирбенском проливе.

18 октября 1916 года в ночь принял на борт около 100 мин и вместе с эсминцами «Новик», «Орфей», «Десна», «Летун» в районе острова Сааремаа (б. Эзель) поставил минное заграждение. Позже, в этом районе подорвались на минах несколько германских кораблей.

12 — 19 октября 1917 года участвовал в Моонзундском сражении.

В 1917—1920 годах входил в состав действующего отряда Красного Балтийского флота.

В мае 1919 года в период первого наступления белогвардейских войск генерала Юденича на Петроград многие изылметьевцы добровольно вступили в матросские отряды и героически обороняли город — «Колыбель революции».
В октябре 1919 года эсминец совместно с другими кораблями флота артиллерийским огнём прикрывал вторую линию обороны Петрограда в ходе второго наступления Юденича.
В 1921—1922 годах в ходе учебных компаний экипаж эсминца добился высоких результатов в боевой и политической подготовке, эсминец признан лучшим кораблём на Балтийском флоте.

31 декабря 1922 года приказом Реввоенсовета Республики за № 2903/369 эсминцу присвоено название «Ленин».

21 января 1924 года эсминец «Ленин» в Кронштадте произвёл траурный салют… После митинга от имени экипажа корабля в адрес Н. К. Крупской была отправлена телеграмма: — Скорбя с Вами о смерти дорогого Владимира Ильича — клянёмся отдать жизнь за его учение. Эсминец «Ленин» -. Телеграмма была отправлена также в ЦК ВКП(б).

В декабре 1939 года эсминец «Ленин» охранял линейные корабли: «Марат» и «Октябрьская революция», которые вели огонь по финским тяжёлым береговым батареям, расположенным на островах близ Выборга.

Зимой 1939—1940 годов эсминец «Ленин» в сложной ледовой обстановке огнём своей артиллерии поддерживал части Красной Армии, наступающие по побережью Финского залива. Участвовал в проведении десантных операций в Финском заливе.

22 июня 1941 года эсминец находился на капитальном ремонте в Лиепае на заводе «Тесмаре» и был уничтожен во избежание захвата противником. Из оставшегося личного состава эсминца «Ленин» был сформирован отряд морской пехоты, который под командованием старшего лейтенанта А. И. Майского и старшего политрука Н. И. Качурина на рассвете того же дня занял восточный рубеж обороны на подступах к городу рядом с курсантским батальоном училища ПВО. Благодаря самоотверженной обороне защитников Либавы планы молниеносной оккупации советских Прибалтийских республик были сорваны. Бились моряки отчаянно. Здесь фашисты впервые окрестили их «чёрной смертью». Но силы были неравны. Уже на вторые сутки боёв Либава была окружена. Очень немногим защитникам города удалось пробиться из вражеского кольца.
Источник: https://ru.wikipedia.org/…/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D…

 12   2016  

Линкор Петропавловск

13118916_984537698266732_7534346160543188237_n

«Петропа́вловск» — линкор русского и советского Балтийского флота, третий (по дате закладки и дате спуска на воду) линейный корабль типа «Севастополь».

В строю с 1914 года (в 1921—1943 назывался «Марат»). Участвовал в Первой мировой войне, Гражданской войне, Советско-финской войне и Великой Отечественной войне во время обороны Ленинграда. С 1950 учебный корабль под названием «Волхов».

Назван в честь эскадренного броненосца «Петропавловск», флагмана 1-й Тихоокеанской эскадры, который подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура, унеся с собой жизнь вице-адмирала С. О. Макаров вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами, известным художником-баталистом В. В. Верещагиным, делавшим наброски для будущих картин во время похода, и любимцем экипажа — корабельным псом Манзой.

Участвовал в Первой мировой войне. В 1918 году во время Ледового похода Балтийского флота, вместе с другими кораблями БФ, перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт.

31 мая 1919 года эсминец «Азард», занимавшийся разведкой под прикрытием линкора «Петропавловск», вошёл в контакт с кораблями противника. Преследуемый семью британскими эсминцами, «Азард» вывел их прямо под пушки линкора. «Петропавловск» открыл огонь из 12-дюймовых, а затем и из 120-мм орудий. Британские эсминцы, сблизившись с противником до 47 кабельтовых, развернулись и ушли. Этот бой был единственным морским сражением в истории, в котором участвовал какой-либо из 4-х линкоров типа «Севастополь».

К 11 июня 1919 года белогвардейцы потеснили части 6-й стрелковой дивизии, державшие оборону приморского фланга фронта, и подошли вплотную к фортам «Красная Горка» и «Серая Лошадь», включённым в систему Кронштадского укреплённого района. В ночь с 12 на 13 июня 1919 года на этих фортах вспыхнул мятеж. Одним из руководителей мятежа являлся старший штурман линкора «Петропавловск» С. А. Селлинг. Утром 13 июня 1919 года мятежники послали радиотелеграмму командующему английской эскадрой: «„Красная Горка“ в вашем распоряжении». Однако какой-либо реакции англичан не последовало. Тогда мятежники предъявили ультиматум руководству Балтфлота и, несмотря на призыв Реввоенсовбалта прекратить мятеж, открыли огонь по Кронштадту. В ответ линейным кораблям был отдан приказ открыть ответный огонь. Первым на Большой рейд вышел для стрельбы «Андрей Первозванный», затем к нему присоединился «Петропавловск». 16 июня 1919 года с Большого кронштадского рейда оба линкора произвели интенсивный обстрел фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь». В результате восставшие покинули укрепления, расстреляв всех арестованных коммунистов.

В 1921 году экипаж линкора принял участие в антибольшевистском восстании под лозунгом «Советы без коммунистов». После подавления восстания часть экипажа перешла в Финляндию, часть была репрессирована.

31 марта 1921 года линкор «Петропавловск» был переименован в «Марат», в честь французского революционера Жана-Поля Марата.

С 20 по 27 июня 1925 года, во время первого учебного похода кораблей МСБМ, на линкоре «Марат» держал свой флаг Народный комиссар по военным и морским делам, представитель РВС СССР Михаил Васильевич Фрунзе. Учебный поход был предпринят с целью отработки и решения учебных задач, изучения театра. Район плавания включал Балтийское море от Лужской губы до Кильской бухты. За семь дней корабли прошли 1730 миль.

После похода М. Ф. Фрунзе писал: «… мы строим и построим сильный Балтийский флот. Ядро его у нас уже есть. Наша походная эскадра — неплохое начало. Республика позаботится, чтобы это начало увенчалось ещё лучшим концом».

В 1928—1931 годах линкор прошёл капитальный ремонт и модернизацию.
С 10 мая по 5 июня 1937 года «Марат» совершил поход в Великобританию для участия в морском параде по случаю коронации британского короля Георга VI, зайдя на обратном пути в Мемель, Либаву и Таллин.

В октябре 1938 года на линкоре «Марат» впервые в мире была испытана система защиты от магнитных мин, разрабатывавшаяся в ЛФТИ под руководством А. П. Александрова.

В декабре 1939 года линкоры «Марат» и «Октябрьская революция» вели огонь по финским тяжёлым береговым батареям, расположенным на островах, близ Выборга. Охранение линкоров со стороны Финского залива осуществлял эсминец «Ленин».

Во время Великой Отечественной войны «Марат» участвовал в обороне Ленинграда.

23 сентября 1941 года корабль в Кронштадте был тяжело повреждён во время авианалёта. Повреждения были вызваны прямым попаданием бомб, сброшенных пикирующими бомбардировщиками Ю-87, один из которых пилотировал ставший позже известным ас Люфтваффе Ганс-Ульрих Рудель (в мемуарах Руделя указывается, что он атаковал «Марат» дважды — 16 сентября он сбросил на палубу «Марата» бомбы массой 500 кг, 23 сентября — бомбу массой 1000 кг со специальным взрывателем с замедлением детонации). Две бомбы, предположительно весом по 500 кг, разорвались с интервалом в доли секунды — одна несколько в нос, а другая в корму от фок-мачты. Попавшая в носовую часть бомба вызвала детонацию боеприпаса первой башни главного калибра. В результате сама башня, «подпрыгнув», упала в образовавшийся пролом палубы. Носовая надстройка вместе со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми завалилась на правый борт, рухнув в воду. Туда же упала носовая дымовая труба характерной формы вместе с кожухами броневых колосников. Погибли командир корабля капитан 2 ранга П. К. Иванов, старший помощник капитан 2 ранга В. С. Чуфистов и ещё 324 человека. В результате полученных повреждений корабль, получивший 10 000 тонн воды (при водоизмещении 23 000 тонн), был полностью затоплен и лег на грунт у стенки на глубине 11 м. Вся артиллерия вышла из строя.

В командование кораблем вступил капитан 3 ранга Л. Е. Родичев, под руководством которого силами рабочих Кронштадтского ремонтного завода и уцелевших моряков была частично восстановлена боеспособность корабля. 31 октября 1941 года башни № 4 и № 3 смогли вести огонь, а 9 ноября 1942 открыла огонь и башня № 2.

Оставшиеся три орудийных башни и зенитные установки продолжали использоваться до окончания блокады Ленинграда.

31 мая 1943 года линкору было возвращено его прежнее имя «Петропавловск».

28 ноября 1950 года «Петропавловск» был переклассифицирован в несамоходное учебное артиллерийское судно, получившее название «Волхов», 22 сентября следующего года переведён в класс несамоходных учебных кораблей, а в 1953 году — разобран на металл.

 15   2016  

Император Александр III — линкор-дредноут Русского Императорского военно-морского флота

13087065_984525768267925_3057569529100032233_o

«Император Александр III» — линкор-дредноут Русского Императорского военно-морского флота типа «Императрица Мария». Флагман Белого флота (1920—1924).

11 июня 1911 года заложен на заводе «Руссуд» в Николаеве одновременно с однотипными линкорами «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая». Строитель — Л. Л. Коромальди. Спущен на воду 2 апреля 1914 года. В начале 1917 года прошёл испытания и вошёл в состав Черноморского флота. После февральской революции переименован в «Волю».

В октябре 1917 года крейсеровал у турецких берегов. В ноябре 1917 выходил в море на перехват турецкого крейсера «Мидилли». Перешёл на сторону большевиков в декабре того же года. Принимал активное участие на стороне большевиков в боях за Одессу в январе 1918 года. 29 апреля 1918 поднял украинский флаг, однако, когда выяснилось, что наступление немцев продолжается, он был спущен. 1 мая 1918 перешёл из Севастополя под Андреевским флагом в Новороссийск, вместе с некоторыми другими кораблями Черноморского флота.

После заключения Брестского мира (март 1918) германское правительство потребовало от большевиков перевести корабли в Севастополь, находившийся под немецким контролем. Ленин приказал затопить корабли, послав для выполнения этого приказа в Новороссийск Фёдора Раскольникова. На кораблях черноморского флота шли непрерывные митинги для обсуждения судьбы кораблей и массовое дезертирство. На «Воле» после очередного бурного митинга большинством голосов решили вернуться в Севастополь.

В августе 1919 года «Воля» и ряд других кораблей вновь под Андреевскими флагами вернулись во вторично освобожденный Добровольческой армией Севастополь. Линкор был переименован в «Генерал Алексеев» и возглавил Белый Черноморский флот. Участвовал в боевых операциях Белой армии против занятого красными побережья Днепро-Бугского лимана. С Тендровского рейда корабль вёл артиллерийские дуэли с очаковскими батареями Красной армии, отражал атаки их самолётов.

14 ноября 1920 года «Генерал Алексеев», в составе Русской эскадры, возглавил караван кораблей, эвакуировавший белых из Крыма в Константинополь. В декабре дредноут, в качестве флагмана остатков белого флота, пришел в Бизерту, французскую военно-морскую базу в Тунисе (Северная Африка). 29 декабря 1920 в Бизерте корабли русской эскадры были интернированы Францией. В бухте-озере, соединённой с морем глубоководным естественным каналом, русские корабли стояли на якорях в течение 4 лет. До конца 1924 года на палубах шла служба, на тёплом ветру колыхались полотнища андреевских флагов и крестчатые гюйсы.

В 1924 году французский министр иностранных дел Эдуард Эррио, установил дипломатические отношения с СССР. 30 октября 1924 года, после признания правительством Франции Советского правительства, русская эскадра была официально расформирована и флаги на русских кораблях были спущены. На дредноуте Русский военно-морской флаг был спущен 30 ноября 1924 года.

В конце 1924 года академик А. Н. Крылов возглавил советскую комиссию, целью которой являлась подготовка соединения русских кораблей к возвращению на Чёрное море. В состав комиссии был включён командующий русской эскадрой адмирал Е. А. Беренс. В конце декабря 1924 года советская техническая комиссия во главе с академиком Крыловым прибыла в Бизерту, где составила список кораблей, подлежащих передачи СССР.

Знаменитый кораблестроитель увидя вновь свои корабли (дредноут и эсминцы), проектирование которых осуществлялось при его активном участии, не отказал себе в удовольствии прочесть сопровождающим его французским морякам небольшую лекцию о их превосходных боевых качествах. Тогда французов особенно заинтересовал дредноут… Лекция удалась и вероятно сыграла свою роль… Советская миссия не удалась по «политическим» причинам. Дредноут был формально передан во владение СССР представителям советской власти, Крылову и Беренсу. Но планам возвращения корабля на родину помешали политические обстоятельства. В Западной Европе поднялась волна протестов против выполнения франко-советской договоренности по части передачи эскадры. В итоге Франция уклонилась от выполнения соглашения по флоту.

Таким образом, посланная в Бизерту советская техническая комиссия свою задачу не выполнила и (по согласованию с руководством СССР) констатировала, что линкор «Генерал Алексеев», как и остальные корабли, к тому времени, якобы, проржавел настолько, что их ремонт не оправдал бы себя… Данное заключение советской миссии имело под собой явный политический подтекст, чтобы не портить только-только установленных дипломатических отношений с Францией (ведь за четыре года стоянки на якоре русский дредноут никак не мог проржаветь!).

В 1936 году русский дредноут был уведен в Брест (Франция) где в процессе разборки на металл его конструкция была исследована французскими кораблестроителями.

Орудия русского линкора французы сохранили, и в 1940 году они, в качестве трофея, были захвачены немцами.

В 1944 году четыре орудия немцы установили на батарее «Миус», на острове Джерси в Ла-Манше, являющемся одним из укреплённых пунктов «Атлантического вала». Ещё три орудия немцы передали Финляндии, для восстанавливаемой батареи на полуострове Ханко. В сентябре 1944 года, после подписания соглашения о перемирии с Финляндией, батарея была возвращена СССР и состояла на вооружении. А на батарее «Миус» орудия простояли до окончательного их демонтажа в 1951 году.
Источник:
http://navsource.narod.ru/photos/01/040/index.html
https://ru.wikipedia.org/…/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D…

 36   2016  
 12   2016  

Гагарин Николай Михайлович

Гагарин Николай Михайлович — 1913 года рождения, уроженец г. Петергоф; сын бывшего князя, белоэмигрант, до вступления в германскую армию проживал в Югославии, лейтенант немецкой службы, бывший командир взвода 600-го белоказачьего полка, 9-го июня 1943 года перешел на сторону Крсной Армии.

В 1919 году матерью увезен за границу, проживал в Турции, Франции, Бельгии и Югославии; по окончанию военного училища в Югославии в чине лейтенанта служил в югославской армии и, после её разгрома немцами в апреле 1941 года, на протяжении 11-ти мемсяцев содержался в лагере для военнопленных в Германии.
Гагарин — с его слов, стремясь на родину, воспользовался проводимшимся в лагерях военнопленны отбором «добровольцев» для посылки на Восточный фронт, изъявил желание вступить в германскую армию и, после соответсвующей его проверки, в мае 1942 года был направлен в 600-ый казачий полк, действовавший против партизан в составе немецкой дивизии «Рихард» на оккупированной территории Могилевской области.
На сторону партизан Гагарин перешел с пятью вооруженными казаками и подготовил к переходу еще одиннадцать солдат своего взвода, бежавших из казачьего полка 1-го и 9-го июня т.г.
Гагарин заявил о своем намерении с оружием бороться за Родину, против немецких оккупантов.
Братья Гагарина — Гагарины Алексей, 27 лет и Дмитрий, 26 лет служат в американской армии офицерами.
Обстоятельства перехода Гагарина на сторону партизан и его просоветские настроения до перехода подтверждены опросом казаков, перешедших вместе с Гагариным.

Из протокола допроса.
Вопрос: 9-го июня 1943 года в деревне Асередок Осиповического района Могилевской области, близ расположения партизанского отряда, вы появились в форме офицера германской армии и с вами еще пять вооруженных солдат, при задержании назвавших себя рядовыми 600-го белоказачьего полка.
Чем было вызвано ваше появление в районе расположения партизан?

Ответ: Будучи командиром взвода 600-го белоказачьего полка, входившего в состав немецкой дивизии «Рихард», я давно помышлял о переходе с оружием в руках на сторону Красной Армии и, зная по роду своей службы, что возле деревни Асередок располагаются партизаны, 9-го июня т.г. в сопровождении пяти заранее подготовленных мною казаков свое намерение осуществил.

13092001_981285035258665_8981800428207762884_n

Источник: http://nsarchive.gwu.edu/…/1943.09.14%20Memorandum%20on%20N…

 191   2016  

Про Запад в Гражданскую...

Мне совершенно очевидно, что Запад не поддерживал главную цель белых — сохранить единую и великую Россию. Очевидно из документов, что все белые категорически отказывались торговать территориями в обмен на поддержку Антанты, а та требовала от них именно этого и признания распада страны. Поэтому белые были обречены. А большевики торговали, добиваясь, чтобы Антанта вывела свои войска, в частности из Архангельска, и бросила белых на произвол судьбы. Меморандум У. Буллита полковнику Хаузу от 30 января 1919 года содержал настоятельную рекомендацию срочно и недвусмысленно «информировать правительство Архангельска, что мы перестанем далее снабжать его оружием, раз оно не принимает предложение союзников».

В дипломатических документах США есть упоминание о том, что Литвинов предлагал рассмотреть вопрос об аннексии некоторых российских территорий. А Ллойд Джордж, выступая перед британским парламентом, открыто заявлял, что единая Россия в границах Российской империи не соответствует британским интересам, что нужно решать «вопрос о статусе Кавказа в русле проблем Турции», поднять вопрос о «независимости Туркестана» и, конечно, о Прибалтике. Уже в 1918 году англосаксы немедленно вытащили все архивы времен Петра Великого, чтобы посмотреть, как можно использовать ситуацию и отторгнуть Прибалтику. (Теперь подумайте, каким ударом по этим интересам были Ялта и Потсдам в мае 1945-го!) Сегодня можно сказать, что единственное радикальное геополитическое достижение Запада в перестройке и холодной войне — это не Польша или Румыния, а Прибалтика. Двести лет эти обретения Петра I не давали им покоя, ибо эти позиции сделали Россию великой державой, как и Крым с Севастополем. Вот две самые стратегические точки, которых нас лишили. Одним словом, «у России друзей нет, кроме армии и военно-морского флота», как говаривал Александр III!

Наталья Нарочницкая.
Источник: http://politjournal.ru/index.php

 17   2016  

Генералъ Михаилъ Дмитріевичъ Скобелевъ

Михаил Дмитриевич Скобелев (1843—1882) — выдающийся русский военачальник и стратег, генерал от инфантерии (1881), генерал-адъютант (1878)

Генералъ Михаилъ Дмитріевичъ Скобелевъ.
(17 (29) сентября 1843 — 7 іюля 1882) — русскій военачальникъ и стратегъ, генералъ отъ инфантеріи (1881), генералъ-адъютантъ (1878).

Участникъ Среднеазіатскихъ завоеваній Россійской имперіи и Русско-турецкой войны 1877—1878 годовъ, освободитель Болгаріи. Въ исторію вошелъ съ прозваніемъ «Бѣлый генералъ» (туръ. Ak-paşa [Акъ-Паша]), что всегда ассоціируется въ первую очередь именно съ нимъ, и не только потому, что въ сраженіяхъ онъ участвовалъ въ бѣломъ мундирѣ и на бѣломъ конѣ. Болгарскій народъ считаетъ его національнымъ героемъ.
Зналъ 8 языковъ, особенно хорошо говорилъ на французскомъ. Орденомъ Святаго Георгія 4-й степени, ранѣе принадлежавшимъ М. Д. Скобелеву, въ 1916 году былъ награжденъ полковникъ В. И. Волковъ, въ 1918 году сыгравшій одну изъ главныхъ ролей въ событіяхъ, приведшихъ къ всероссійской власти адмирала А. В. Колчака.
Награды.
Орденъ Святой Анны 4-й степени (1863)
Орденъ Святаго Георгія 4-й степени (1873)
Золотая сабля «За храбрость» (1875)
Орденъ Святаго Георгія 3-й степени (1875)
Золотая шпага «За храбрость» съ брилліантами (1876)
Орденъ Святаго Владиміра 3-й степени съ мечами (1876)
Орденъ Святаго Станислава 1-й степени съ мечами (1877)
Золотая шпага «За храбрость» съ брилліантами за переходъ черезъ Балканы (1878)
Орденъ Святой Анны 1-й степени (1879)
Орденъ Святаго Георгія 2-й степени (1881)

Иностранныя:
Прусскій Орденъ Краснаго орла 2-й степени съ мечами (1874)
Прусскій Орденъ «Pour le Merite» (1878)
Сербскій Орденъ Таковскаго креста, большой крестъ (1878)
Сербская Золотая медаль «За храбрость» (1878)
Черногорская медаль (1878)
Румынская Медаль «За военныя заслуги» (1878)
Румынскій Крестъ «За переходъ черезъ Дунай» (1878)
Прусскій Орденъ Краснаго орла 1-й степени съ мечами (1879)

До революціи на территоріи Россійской Имперіи было установлено не менѣе шести памятниковъ генералу М. Д. Скобелеву, но ни одинъ изъ нихъ не сохранился до нашего времени.

Фото из альбома «Русские на Балканах»: http://humus.livejournal.com/2653620.html
Хорошая статья на википедии

 25   2016  

Марш Алексеевского Полка

Пусть свищутъ пули, льется кровь
Пусть смерть несутъ гранаты,
Мы смело двинемся впередъ,
Мы русскіе солдаты.

Въ насъ кровь отцовъ — богатырей,
И дѣло наше право,
Сумѣемъ честь мы отстоять,
Иль умереть со славой.

Не плачь о насъ, Святая Русь,
Не надо слезъ, не надо,
Молись о павшихъ и живыхъ,
Молитва — намъ награда!

Мужайтесь матери, отцы,
Терпите жены, дѣти,
Для блага Родины своей
Забудемъ всё на свѣтѣ.

Впередъ же, братья, на врага,
Впередъ, полки лихія!
Господь за насъ, мы побѣдимъ!
Да здравствуетъ Россія!

13015129_979178658802636_4100827128476948106_n

Эти слова в 1915 году написал русский поэт Иван Иванович Новгород-Северский (настоящее имя Ян Пляшкевич; 1893—1969).
Родился он в деревне Каменка недалеко от Вязьмы. Детство провёл в Мариинске, учился в механико-техническом училище им. Александра III в Омске, затем окончил военное училище в Иркутске. Работал землемером. Участник Первой мировой войны, штабс-капитан. После революции вступил в Добровольческую армию. Эвакуировался в Константинополь, затем в Болгарию, где работал на соляных шахтах, в 1926 году отправился в Париж на учёбу в Свято-Сергиевском богословском институте.
Редактировал детский журнал, написал несколько книг для детей.
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 12   2016  

Взятие Эрзерума

Значеніе Эрзерумской побѣды, покрывшей новой неувядаемой славой русское оружіе, огромно. Взятіе Эрзерума открываетъ русскимъ войскамъ путь въ глубь малой Азіи и къ Царьграду... Съ великимъ вниманіемъ вся родина слѣдитъ за дальнѣйшими дѣяніями своей могучей арміи. Слава русскимъ героямъ — нашимъ чудо-богатырямъ!.. Благодаря Эрзерумской побѣдѣ, Россія освободила Арменію отъ турецкаго ига. И близокъ день, когда Россія освободитъ всѣ народы свои отъ игра враговъ и взойдетъ незакатное солнце Побѣды, Славы и Счастья!..

 11   2016  
 11   2016  
Ранее Ctrl + ↓